Skip to content
Все записи в категории 'Духовная музыка'

О.Зосим
Паралитургическая ветвь восточнославянской духовной песенности: генезис и специфические черты

Исследования восточнославянской духовной песенности за всю историю ее существования достаточно редко проводились в аспекте ее соотнесения с богослужебной музыкой восточной и западной христианских традиций, хотя многие ученые – как прошлого столетия, так и наши современники – так или иначе затрагивали тематику «духовная песня – церковная гимнография», «духовная песня – богослужебная музыка».

Е.Артемова
Духовно-музыкальное творчество С.В.Панченко: истоки и особенности стилистики

Семен Викторович Панченко принадлежит к числу композиторов, оставивших в свое время яркий след в русской музыке, но впоследствии незаслуженно забытых. Многогранный талант Панченко, как оригинального композитора духовной и светской музыки, хорового и симфонического дирижера и педагога раскрылся, главным образом, на рубеже ХIХ-ХХ столетий.

М.Макаровская
Циклы мелодических строк в песнопениях Литургии знаменного распева

В данной статье речь пойдет об одной из сторон организации литургии знаменного распева — о циклах ее неизменяемых песнопений. При всем различии видов совершения литургии (воскресная, праздничная, заупокойная, с архиерейским служением) возможно выделение некой неизменной структурной основы ее певческого плана, которая сохранила единство на всех этапах своего исторического развития. Ключевым для ее описания является понятие цикличности, которая проявляется в строении как всего богослужения, так и его разделов.

Е.Давыдова
Обиходное пение в Тамбовской епархии на рубеже XIX-XX вв.

Свящ. Гр. Лисовский («Полтавские епархиальные ведомости») писал: «Ни для кого не составляет тайны то печальное явление нашего времени, что знатоков простого церковного пения остается у нас все меньше и меньше. Старые дьячки хотя и чужды были книжной мудрости, но взамен того обладали безукоризненным знанием церковного устава и простых церковных напевов. Теперь ряды этих певцов-самоучек постепенно редеют, места их заступают новые, молодые представители дьяческого звания, в которых в большинстве случаев не заметно ни готовых знаний по своей профессии, ни стремления к приобретению их»

А.Гумерова
Татарские и чувашские церковные песнопения в «переводах» С.Смоленского: опыт сравнительного анализа

Одной из интересных и вместе с тем наименее изученных составляющих отечественной православной церковно-певческой практики является традиция церковного пения «новохристиан», появившихся в России в результате активной миссионерской деятельности русской православной церкви в XIX – начале XX веков. К числу таких «новокрещен» относятся народы Среднего Поволжья: татары-кряшены, чуваши, марийцы, удмурты, мордва.

Ю.Артамонова
Изучение древнерусских Кондакарей: магия источника

Употребляя по отношению к Кондакарям выражение «магия источника», я имею в виду не только определенные палеографические и содержательные особенности этих рукописей, выделяющие их из ряда славянских письменных источников. Дело в том, что Кондакари на протяжении всей истории исследования древнеславянской письменности представляют собой необыкновенно притягательный и в то же время до сих пор не разгаданный в полной мере феномен мировой культуры.

Л.Балабан
Хоровые миниатюры духовного содержания в творчестве композиторов Республики Молдова

Музыка, написанная на библейские сюжеты, а также обращенная к религиозным текстам, ставит перед композитором задачи высшего порядка в проявлении истинной приверженности вере, духовности и оптимальному преломлению их через слагаемые мастерства в плане интонационности, фактуры, гармонии, формы и т.д., а порой и через едва заметную «звучащую» паузу, роль которой незаменима: она способна «открыть», оживить, дополнить звучащее слово, обретающее особую силу и новое толкование, расцвечивая ассоциативные моменты в восприятии слушателей.

П.Терентьева
Реконструкция чинопоследования Пещного действа

Как сообщается в Новгородском Чиновнике, халдеи сперва заводят в печь Ананию. Они ведут его под руки, «честно и тихо». Затем второй халдей обращается к Азарии: «А ты, Азария, чево стал, тебе у нас то же будет». Отведя в печь Мисаила, халдеи затворяют «пещныя двери». Протодьякон берёт благословение у епископа возглашать «песнь отроческую седьмую и восьмую»: «Благословен еси Господи Боже отец наших, хвально и прославлено имя Твое во веки». Отроки поют «стих сей», по окончании которого протодиакон возглашает правому клиросу, или дьякам большим, которые поют «И прави путие Твои».

Н.Потемкина
Современная московская традиция пения и напев Киево-Печерской Лавры

Напев Киево-Печерской Лавры на протяжении почти двух столетий оказывается востребованным в московской традиции пения. Это можно сказать о напевах, употребляемых за богослужением в московских храмах, публикуемых в столичных изданиях. К примеру, трудно найти храм в Москве или Подмосковье, где не пели бы песнопение «Земле русская» – стихиры из службы всем русским святым, распетые на подобен Киево-Печерской Лавры «Доме Евфрафов» 2 гласа. Стиль пения Киево-Печерской Лавры в течение длительного времени оказывал влияние на московское пение, что проявилось в характере многоголосия, гармонии, распевности напевов.

О.Светлова
Служба святым мученикам и исповедникам в контексте годового богослужебного круга Русской православной старообрядческой церкви

Объектом нашего внимания являются службы святым, принадлежащие к особому виду религиозных праздников и посвященные прославлению образа подвижника. Возникновение богослужения в честь святого, безусловно, не относится к одномоментным явлениям. Это длительный процесс, охватывающий множество этапов: осознание личности человека как святого, оформление культа святого при жизни и после смерти, народное почитание и официальная канонизация, и наконец, создание жития, иконы и службы – трех обязательных составляющих агиографического канона.