Skip to content
Все записи в категории 'Исполнительство'

М.Аркадьев
Эскиз философии дирижерского ремесла

Давно стали тривиальностью утверждения типа «дирижирование – темное дело». Не менее тривиальными становятся и утверждения обратные. Я не буду заниматься ни теми, ни другими. Достаточно сказать, что и как Искусство, и как Ремесло дирижирование имеет свои тайны, о которых можно рассказать и которым можно научить. Но есть тайны, которые не подлежат раскрытию. И не потому, что их кто-то не хочет раскрывать, а потому, что такова их природа. «То о чем можно сказать, можно сказать ясно, о чем невозможно говорить, о том следует молчать».

Ю.Чекан
От биографии к философии (Шестая симфония П.И.Чайковского в интерпретациях Василия Сафонова и Артура Никиша)

Последнее произведение Чайковского прошло определенный путь к адекватному раскрытию слушателями его философской глубины и общечеловечекой значимости. В первые годы жизни симфонии решающее влияние на понимание произведения имели внемузыкальные факторы. Содержание Шестой непосредственно связывалось с трагической смертью автора; многие современники воспринимали весь цикл только как своеобразную «летопись музыкальной жизни»:

О.Резцов
О музыкально-исполнительской режиссуре (семантический срез интерпретации)

На современном этапе состояния музыкальной культуры и у некоторых исполнителей произведений музыки академического направления, и у ряда слушателей возникает потребность сделать, с одной стороны, более глубоким и содержательным общение человека с музыкой, а с другой – максимально приблизить и довести до восприятия слушателя находки и открытия исполнителя, усиливая тем самым коммуникативную функцию музыки. Развитие этих тенденций привело к всесторонним поискам новых форм работы с музыкальным произведением.

В.Качмарчик
Биомеханика перманентного выдоха при игре на духовых инструментах

В предлагаемой статье рассматриваются вопросы физиологии перманентного выдоха и перспективы его использования в исполнительской практике на духовых инструментах. На основе результатов, полученных в ходе экспериментальных исследований, раскрываются особенности физиологического механизма ПВ.

В.Быков
Новаторские черты фортепианного творчества Дебюсси

Дебюсси обладал удивительным даром слышать внутренний голос инструмента, его звучащую душу. Разрушая стереотипы и привычные представления, Дебюсси открыл красивое и неслыханное доселе звучание, которое всем казалось новым и даже придуманным, а на самом деле было совершенно естественным. Эта способность позволила композитору понять и раскрыть сущность инструмента. Она помогла услышать в звуке альтовой флейты печальный звук рога, теряющийся в листве, в звуке валторны — тоску человеческого голоса, заглушаемого журчанием воды, а в флажолетах струнных — капли дождя, стекающие с мокрых листьев. Эта способность помогла композитору выявить и новые возможности инструмента.

Е.Бурундуковская
Артикуляция в органно-клавирных произведениях итальянских композиторов конца XVI – начала XVII века

Проблемы обучения органистов-исполнителей в России в настоящее время являются чрезвычайно актуальными. Уже около десятка высших учебных заведений имеют в своем составе органные кафедры или классы органа, призванные готовить органистов-профессионалов. Однако методическая и научно-методическая литература, касающаяся как общих вопросов обучения органистов, так и конкретных вопросов исполнительской органной практики очень скудна.

Т.Русанова
Романтические искания (фортепианная соната Франца Шуберта As-dur D 959)

Сонату А-dur D 959 (1828) называют «самой удивительной и интересной» из сонат Шуберта , разнообразной по колориту, дающей наиболее полную картину музыкальной индивидуальности Шуберта» . Вместе с тем, существует довольно укоренившееся мнение об этой сонате, как о «трудно поддающейся музыковедческому объяснению» . Оба суждения, по-видимому продиктованы неожиданными изменениями в течении музыкальной мысли, резкими контрастами настроений, особенно характерных для первой части.