Skip to content
Все записи в категории 'История музыки'

А.Предоляк
Опера Р.Штрауса «Саломея» как воплощение жанра мистерии в экспрессионистском музыкальном театре

Художественная атмосфера конца XIX – начала ХХ веков затронула и творчество Р. Штрауса. Его «Саломея» явилась сочинением, типичным для своей эпохи, своеобразной данью духу времени. «Время, когда Р. Штраус работал над «Саломеей», – пишет Э. Краузе, – было отмечено печатью пафоса и погони за сенсациями.

Э.Симонова
Джулио Каччини как исполнитель, педагог и теоретик тосканской школы пения (начало XVIIв.)

В 1602 году во Флоренции Марескотти публикует «НОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ Джулио Каччини, прозванного Римлянином» [Le Nuove Musiche",1602] Маленькая книжечка с весьма скупо оформленным титульным листом содержала в себе 12 сольных мадригалов с basso continuo, 10 сольных строфических канцонетт, музыку заключительного раздела интермедии на стихи Габриэлло Кьябреры «Похищение Кефала». Девятистраничное «Обращение к читателям» (Ai lettore) превратилось в вокально-теоретическое обобщение той «новой манеры пения», а именно «флорентийской», как называли её современники, которая непосредственно подвела к рождению оперы в бурных музыкально-театральных событиях Флоренции на пороге XVIIв.

О.Невская
«Подводное течение скрытого смысла»: Морис Равель и литература

Среди множества культурных источников, питавших музыку Мориса Равеля, важное место занимают различные литературные влияния. Взаимодействие композитора с литературой многообразно: это выбор текстов для камерно-инструментальных произведений, либретто театральных композиций, программные заголовки фортепианных сочинений, эстетические и мировоззренческие принципы.

М.Дёмина
Ipse dixit или Возвращенные трофеи

Летом 1920 года, после сорока лет, прожитых в России, Вильгельм Наполеонович Гартевельд вернулся в Швецию, на свою родину. Он бы и не возвращался, но октябрьский переворот и его последствия выбором не баловали. В период между двумя эмиграциями «блудный сын» дослужился до звания «профессора музыки» ; в России его неплохо знали как композитора, этнографа, лектора, писателя-очеркиста, но более всего как собирателя сибирского каторжного фольклора и автора оперы «Песнь торжествующей любви» по повести И.Тургенева «Сон». В Швеции он известен практически не был.

Л.Гуцану
Эстетические тренды и изменения в оперной музыке Бессарабии

Опера Бессарабии обнаруживает значительное разнообразие идей, стилей и техник. Музыкальный материал дает множество поводов для построения эстетических концепций.
Сочинения (лирических жанров) композиторов Бессарабии убедительно иллюстрируют взаимозависимость существующих трендов, что формирует гетерогенное поле музыкально-эстетических реалий. Внимание композиторов неизменно привлекают фольклорные источники. Музыкальный дискурс находится под влиянием фольклорной мелодики, что проявляется в вариационном характере развития, приверженности рондальным формам (В.Гершфельд, З.Ткач), а также импровизационности (Г.Мусти).

С.Черевань
Образные и текстовые истоки «Сказания о Невидимом граде Китеже» Н.А.Римского-Корсакова (к вопросу интерпретации Февронии и Кутерьмы)

Проникновение в процесс работы над либретто оперного сочинения представляется не только удивительно захватывающим, но и крайне необходимым – для осознания «вектора» идей композитора, приоритетных направлений в становлении образа, кристаллизации замысла в целом, получившего далее итоговое воплощение в музыкальной концепции и драматургии. Обращение к «Китежу» Н.А.Римского-Корсакова сегодня, думается, вновь актуально и необходимо. С одной стороны – это одно из самых сложных, многозначных произведений не только в творчестве Н. А. Римского-Корсакова, но и в русской музыке рубежа XIX – XX веков. Произведение, до сих пор вызывающее противоречивые, взаимоисключающие мнения, но кроме всего – пророческое, в котором предначертаны горизонты будущего России.

Ю.Агишева
Гёльдерлин в интерпретации Макса Регера (на примере песни «К надежде»)

Что же в творчестве Регера могло бы дать нам представление о составных частях его стилистики? Как и для многих других композиторов, жанром, наиболее гибко реагирующем на потребность Регера в самовыражении была песня, Lied. Несмотря на часто встречающиеся утверждения о преобладании «абсолютной» музыки в его творчестве, можно сказать, опираясь на некоторые высказывания, что песня – это нечто особое в ряду многочисленных жанров наследия композитора

А.Лунина
Карнавальный антимир в опере «Вражья сила» А.Н.Серова

… Серов отказался от утвердившихся на русской сцене пышных, внешне эффектных форм западноевропейского театра. Еще одна важная новация в опере, единодушно отмечаемая музыковедами, – первое в истории русского оперного жанра воспроизведение колоритных жанрово-обрядовых сцен, в частности, пышного обряда Масленицы.

Л.Кириллина
Отечественная бетховенистика XX века: проблемы и достижения

На протяжении всего советского периода Бетховен являлся в нашей стране едва ли не самой значимой фигурой в истории музыки. Соперничать с ним отчасти мог только М.И.Глинка, однако в творческом облике последнего явно недоставало «революционности». Глинка не славил «свободу» и не писал «изумительную, нечеловеческую музыку» (известное выражение В.И.Ленина, по преданию относимое к бетховенской сонате «Аппассионата»).

Е.Дьячкова
Образ русской усадьбы в опере П.И.Чайковского «Евгений Онегин»

Если, подражая барышням пушкинской поры, задать поклонникам оперы П. И. Чайковского вопрос «Модный свет или эклога?», то они, скорее всего, окажутся в затруднительном положении. Пасторальный колорит в опере П. И. Чайковского привычен и любим публикою , хотя и второстепенен. Музыковеды и критики, конкретизируя его компоненты, обычно отмечают пасторальный характер умиротворенной зарисовки усадебного быта семейства Лариных, песни крестьян в первой картине, звуки пастушьего рожка в предрассветный час после сцены письма Татьяны и, наконец, пение проворных девушек, собирающих ягоды на грядках поместного сада в третьей картине оперы.