Skip to content
Все записи в категории 'Теория музыки'

Т.Цареградская
К. Штокхаузен и «морфология музыкального времени»

Словосочетание « новая музыкальная морфология» впервые появилось в знаменитой статье Штокхаузена «…как проходит время» и с тех пор многократно служило отправной точкой для исследовательских комментариев. Новая ритмическая наука представлялась композитору способом объединения разных параметров звука, вследствие чего она становилась мощным инструментом, управляющим композиционным процессом. В этом он шел путями, параллельными движению многих других композиторов: «переоткрытие времени» композиторами второй половины ХХ века – процесс вполне очевидный.

А.Рыжинский
Хоровая музыка Арнольда Шёнберга: специфика работы композитора с вокальными тембрами

Не имея возможности в рамках небольшой статьи остановиться на всех вопросах, касающихся особенностей хоровых сочинений композитора, мы ограничимся двумя вопросами: 1) взаимодействие между хором и оркестром в вокально-симфонических сочинениях А.Шёнберга; 2)основные приёмы работы композитора с вокальными тембрами, во многом определившими специфику его хорового письма .

А.Кремер
Камерно-вокальное сочинение как объект интерпретации

Методы исследования и интерпретации художественного объекта с позиций междисциплинарного синтеза различных областей научного знания воплощают наиболее востребованное сегодня направление развития современных гуманитарных наук. Их первоочередной задачей становится получение комплексного, всеобъемлющего представления о художественном произведении, попытка как можно глубже и дальше внедриться в его смысловое поле, как можно полнее и шире охватить его культурный и
исторический контекст. В этих условиях особое значение приобретает выбор аналитической стратегии, эффективной методологии исследования.

С.Исхакова
Переходные периоды на рубежах музыкально-исторических парадигм

Несмотря на значительность происходящих время от времени в истории музыки художественных революций, далеко не все сферы данного вида искусства оказываются вовлечёнными в этот процесс. На фоне «новейших» тенденций остаются целые пласты музыкальной культуры, совершенно или почти не затронутые изменениями.

Е.Пирязева
Проблема жанра в творчестве Алексея Муравлёва

ХХ век характеризуется как наиболее экспериментальный во многих областях искусства. Новаторство коснулось и жанровой сферы. Композиторы ХХ века продолжают творить в традиционных жанрах, «сочиняют» (М. Лобанова) жанры, а также открывают для себя новые возможности «эстетических связей жанров» (Соколов).

Н.Аветисян
Разнообразные формы синтеза композиционно-технических принципов на примере армянской фортепианной сонаты

История армянской фортепианной музыки начинается со второй половины XIX века в период становления национальной композиторской школы. Фортепианная музыка в Армении прошла большой, сложный и своеобразный путь развития, выявляя индивидуальное многообразие почерков. В статье рассмотрены 60-е годы XX века – наиболее интересный период в истории отечественной музыки: период больших перемен и новых возможностей. Это и органичное развитие тенденций, определившихся в лучших произведениях армянских композиторов, и новые тенденции, связанные с более активным освоением стилистических и конструктивных норм, характерных для данного периода времени в музыке.

Н.Найко
Музыкально-риторические фигуры «обновленной России» в вокально-симфонических произведениях Д.Шостаковича

Факт появления в «творческом портфеле» Д.Шостаковича таких верноподданнических опусов как Оратория «Песнь о лесах» и кантата «Над Родиной нашей солнце сияет» в различные периоды жизни нашего Отечества порождал самые разные комментарии. С официальной точки зрения, высказанной в конце сороковых годов прошлого столетия, это был решительный переход композитора «на новый реалистический путь».

М.Аркадьев
Классическое и неклассическое музыкознание и фундаментальная наука

В нашем исследовании мы хотели обратить внимание коллег музыкантов на то, что проблема музыкального времени может ставиться достаточно строго. Разработка этой категории может служить задачам анализа музыкального языка как в диахроническом (генетическом), так и в синхроническом (структурном) аспектах.
Но проблема музыкального времени имеет, кроме прикладных, еще и общегуманитарные и общенаучные измерения.

Г.Кочарова
Проявления национального стиля в музыке в аспекте проблемы культурного этногенеза и музыкальной этнологии

Проблема национального стиля и тесно связанная с ней необходимость конкретно описать механизм выявления природы национального в музыке и стимулы национально-стилевой репрезентации в музыкальном языке – всего лишь небольшая часть во всем комплексе проблем общенаучного характера, которые, на наш взгляд, имеет смысл рассматривать в ракурсе новой для музыкальной науки отрасли. Ее направление следовало бы обозначить как музыкальную этнологию, поскольку здесь смыкаются теория этноса и этногенеза культуры, с одной стороны, и чисто музыковедческие проблемы композиторского творчества.

М.Аркадьев
Метр как творческий парадокс и как дисгармонирующее начало

Напомним, что в эпоху квантитативной (античной и средневековой) ритмики метр регулировал точные (в количественном отношении) и дискретные временные структуры. Именно тогда метр служил средством стабилизации, средством заковывания времени в органические статические формы, составленные из строго пропорциональных, но неравных временных отрезков, измеряемых «хронос протос»( морой). Кроме того, метр выполнял стабилизацию времени во имя, в конечном счете, мнемоники, то есть письма, записи, фиксации произведения мусического искусства.