Skip to content
Все записи в категории 'Этномузыкознание'

Ю.Гайсина
О межжанровых звуковысотных моделях в верхнеокских песенных традициях

Верхнеокская тульская традиция очень разнообразна в плане наполняющих её звуковысотных явлений. В ней присутствует множество ладомелодических моделей, свойственных различным жанрам. При этом ни одна модель (или мелодико-фактурный тип – по определению Е.А. Дороховой) не может быть отнесена только к одному жанру, как ни одна модель не может быть отнесена и ко всему корпусу напевов, поскольку традиция объединяет песни самой разнообразной ладовой организации. Тем не менее, можно говорить о присущих всей песенной системе принципах музыкального мышления и основанных на них базовых структурах, служащих инвариантными моделями для больших групп песенных образцов разных жанров.

Т.Мамедов
Ашыги Азербайджана

… носителями азербайджанской народно-профессиональной музыки устной традиции являются ашыги – синкретический тип эпических певцов-сказителей, мастеров художественного слова в музыкальном воплощении, «мусических» поэтов древности.

Л.Винарчик, И.Никитина
Песенный компонент северносмоленской свадьбы: структура и обрядовые функции

Рассматриваются бытующие на смоленском правобережье Днепра свадебные песни. Источниковой базой исследования послужили более 2200 свадебных песен, записанных в населенных пунктах 90 сельских администраций.

В.Калюжная
Обряды жизненного цикла в Дорогобужье

Обряды жизненного цикла, зафиксированные в Дорогобужье, не позволяют выделить его в самостоятельную музыкально-этнографическую зону: местные традиции являются частью более значительных этнокультурных образований. С одной стороны, это делает актуальным изучение традиций, смежных с дорогобужскими. С другой стороны, материалы данной статьи можно рассматривать как краткую этнокультурную характеристику не только Дорогобужского района, но и всей центральной Смоленщины в целом.

И.Кожабеков
Метрическая система казахской песни

…общее впечатление, которое оставляют нотные записи казахской песни, которые делались с оглядкой на постулаты европейской тактовой системы, как будто говорит об отсутствии в ней музыкальной метрической организации, основанной на единых логических принципах. Но многие наблюдательные факты указывают на то, что ритм песенной мелодики имеет развитую метрическую систему. В самых существенных своих чертах, структурных и функциональных особенностях она имеет мало общего как классическим тактовым метром, так и с другими известными метроритмическими системами – квантитативной, мензуральной и др.

М.Енговатова
«Переговоры» – неизвестная форма музицирования

Музыкальные переговоры как особая форма музицирования зафиксированы нами в экспедициях 60-70-х годов прошлого века в Закамье. Но объектом нашего исследовательского интереса переговоры стали недавно.

В.Сузукей
Тувинская музыка на рубеже столетий

Сложилось так, что в течение ХХ столетия тувинская музыкальная культура
функционировала в трех разных государственных, политических и социально-
экономических условиях, пережив за этот короткий исторический промежуток два
глубинных потрясения. К началу ХХ столетия традиционная музыкальная культура
тувинцев как специфическая форма отражения быта, хозяйственной деятельности,
материальной и духовной культуры, истории, мировоззрения народа была самобытным
эстетическим явлением, сохранявшимся в своей первозданности и представлявшим собой
сложный звуковой мир, соответствующий этническому звукоидеалу.

Г.Абдрахман
К вопросу об авторской индивидуальности в казахской устно-профессиональной песне

Вопросы индивидуального стиля, выражения авторского «я» в музыке всегда находились в центре внимания академического музыкознания. Научное осмысление проблем музыкального стиля происходило на разных уровнях и направлениях, на стыке смежных наук и в рамках отдельно взятой, в узко индивидуальном стилевом ракурсе и с выходом на обобщающий уровень стиля школы, направления, эпохи и т.д.

С.Елеманова
О генезисе, эволюции и стиле казахской традиционной песенной культуры (методологический дискурс)

Главной целью данного сообщения является попытка охарактеризовать сущностные черты казахской традиционной песенной культуры, связанные с ее происхождением, эволюцией и семантикой . На самом деле, изучение любых музыковедческих вопросов, в конечном счете, сводится к тому, чтобы понять, как родилось то или иное музыкальное явление (генезис), что с ним проиcходило (эволюция), что оно выражает и какую неповторимую и особенную форму (семантика и стилистика) оно приобрело.