Skip to content
Все записи в категории 'Актуальная музыка'

М.Иванова
Жанровая поэтика Н.Сидельникова (о явлении жанрового парадокса)

Творчество композитора Н. Сидельникова является своеобразным «форумом культур», стилей, жанров, сочетание которых ориентировано на проявление авторской индивидуальности с выразительными национальными признаками. C его именем связано много дискусcий и споров, которые провоцирует его музыка, работа с учениками, сама личность композитора.

Е.Мироненко
Опера «Атех или Откровения хазарской принцессы» Геннадия Чобану как феномен нового музыкального театра в Молдове

Новый музыкальный театр – явление сложное, но неотвратимое: несмотря на многочисленные препятствия, он постепенно покоряет пространство постсоветских республик. За рубежом контекст и культурные ожидания новых процессов начали формироваться почти на три десятилетия раньше, чем в бывшем СССР, тогда, когда так называемый театр пения с приматом вокала приступил к трансформации в Новый музыкальный театр. Развитие оперы по новому пути теоретически спрогнозировал ещё Берд А.Циммерман в своей статье «Будущее оперы». В ней провозглашается пафосный лозунг: «Опера сегодняшнего дня – опера как тотальный театр. Иными словами: архитектура, скульптура, живопись, музыкальный театр, драматический театр, балет, кино, электроусилители, телевидение, конкретная музыка, цирк, мюзикл и все виды сценического движения соединяются друг с другом в феномене плюралистической оперы»

В.Мелник
Композитор Виорел Мунтяну: штрихи к портрету

Среди наиболее значимых авторов, внесших свой весомый вклад в развитие современной румынской музыки, особое место принадлежит композитору Виорелу Мунтяну. Он известен сегодня как автор многочисленных сочинений в различных жанрах, сумевший оригинально воплотить в своем творчестве не только лучшие традиции румынского фольклора, древних византийских церковных песнопений, но и завоеваний композиторского творчества ХХ века.

К.Стоянов
Преемственность в обучении технике музыкальной композиции: от мастера к ученикам

Многие композиторы современной Румынии являются учениками того поколения музыкантов, которое училось искусству сочинения в бывшем Советском Союзе, в Московской консерватории. Например, Анатолий Виеру, чрезвычайно плодовитый обладатель многочисленных премий, был учеником Арама Хачатуряна (1951-54). Продолжает эту линию Петру Стоянов (он учился композиции в классе Виеру в 1968-72), который в современной музыкальной жизни Румынии выступает и как композитор, и как профессор, декан музыкального факультета университета Spiru Haret в Бухаресте, и как основатель конкурса EUROPAFest Jeunesses Musicale International Competition и т.д.

Н.Колико
Древо жизни в гимне ДА (1980) Александра Кнайфеля

Творчество Александра Кнайфеля лежит на пересечении европейской и внеевропейской культур. Инструментальный театр и атональность многих его композиций оказываются порой сплавлены со славянской мелосной природой, обращением к русской поэзии 19-го века, а подчас с хитроумными (почти каббалистическими) числовыми расчетами. „Это абсолютно фантастическая музыка“, – так охарактеризовал сочинение ДА (1980) Хельмут Лахенманн.

В.Рожновский
Настоящее в тени будущего: парадоксы современной музыкальной культуры и неожиданные перспективы

Когда-то, давным-давно, один известный советский музыковед на своей публичной лекции показал в записи фрагмент «Структур» П.Булеза. Затем, подойдя к роялю, начал произвольно ударять по любым случайным клавишам. «Вполне похоже! – воскликнул он, обращаясь к публике. – Так может сочинять каждый!» Публика изрядно веселилась…

И.Чобану-Сухомлин
Звуки в «Белом безмолвии»: сочинение Геннадия Чобану в контексте тенденций современной музыки

С именем Геннадия Чобану – успешного топ-менеджера молдавской культуры и композитора с солидной репутацией, – связаны многие музыкальные достижения последнего двадцатилетия в Республике Молдова. В области музыкальной композиции ему удалось инициировать процесс модернизации музыкального языка, стать катализатором начавшейся в 90-е годы смены парадигм профессионального музыкального творчества. Композитор находится в постоянном поиске новых звуковых решений, некоторые направления авторской мысли демонстрирует избранный музыкальный опус.

В.Лисовой А.Алпатова
Музыкальное путешествие как феномен творчества Игоря Мациевского

«Человеку всегда нужны иные миры и возможность в них переходить время от времени, путешествовать», – говорит Игорь Мациевский. В этом высказывании – ключ к пониманию феномена личности и творчества крупного современного отечественного композитора, ученого, педагога, общественного деятеля и музыканта-исполнителя, обращающегося в своих произведениях к теме глубинных смыслов человеческого бытия и ценностей культуры. Главный способ, с помощью которого мастер осуществляет такое обращение, – это своеобразное «музыкальное путешествие».

Л.Гаврилова
Семантические грани цитаты в творчестве Ацио Корги

В рамках данного текста попытаемся определить семантические грани цитаты (иначе, значение и способы ее интерпретации) на примере творчества современного итальянского композитора Ацио Корги (р.1937). Композитор активно включает в стилевое пространство своей музыки достаточно богатый и разноликий пласт музыкальных явлений. Работа с «чужим словом» представляется весьма органичной для его творческого метода. И в этом он, кстати, является не просто прямым наследником своих предшественников – Л. Берио и Л. Ноно, но и значительно приумножает их опыты.

И.Ракунова
„Всё живое и неживое – любое созданье поёт…” («Пагода» А.Загайкевич)

«Древний японский монастырь Якусидзи…Его стремительная Восточная пагода на окраине леса…Крылья крыши взлетают ввысь…Резное кружево серо-голубого от времени дерева…На фоне неба замечаем медный орнамент – небесный ангел-охранитель, танцующий в пламени. В его руках флейта…» Это выдержка из авторского комментария, помещенная в буклете художественного проекта «Электроакустика», в рамках которого и прозвучала впервые «Пагода» киевского композитора Аллы Загайкевич.