Skip to content
 

А.Денисов
Незавершенные произведения – «ошибка против логики»?

Скачать доклад (в формате .pdf) 

Денисов Андрей Владимирович

доктор искусствоведения

профессор Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена

Научные интересы - теория и история музыки, философия музыки, музыкальная семиотика, психология творчества

E-mail:  denisow_andrei@mail.ru

 

Один комментарий

  1. Марина Дёмина:

    Позвольте сделать некоторые уточнения относительно информации в сноске номер 7 по поводу «единственной» юношеской оперы Мендельсона «Свадьба в Камачо», после которой композитор «ни разу не обратился к оперному жанру».

    Упомянутой опере «Свадьба Камачо» (Камачо – не населенный пункт, как Малиновка, но богатый крестьянин, известный персонаж «Дон Кихота» Сервантеса) предшествовали «Любовь солдата», «Два педагога», «Бродячие комедианты», «Два племянника или Дядюшка из Бостона». Последняя исполнялась в день рождения Мендельсона, на его 15-летие. После «Свадьбы Камачо» был написан лидершпиль «Возвращение с чужбины».
    Эти произведения в настоящее время изданы. Мировая премьера комической оперы «Дядюшка из Бостона» состоялась в 2004 году в Германии (дир. Хельмут Риллинг), есть аудиозапись, продолжительность звучания около двух часов.
    В контексте данной статьи следовало бы скорее упомянуть «Лорелею» Мендельсона, работа над которой была начата в 1847 году и прервана в 1848-м в связи с «летальным исходом автора» (согласно терминологии автора публикации). Законченные финал первого акта оперы, а также два других фрагмента неоднократно исполнялись в концертах, начиная с 1852 года. Первое исполнение в России состоялось в 1890 году при участии Н.Забелы-Врубель, музыка была высоко оценена, в частности, Чайковским.
    Таким образом, замечание о «некомпатибельности» Мендельсона с оперой вряд ли правомерно. Он ставил высокие требования к либретто (в т.наз. «зрелые годы») и слишком поздно получил то, что хотел. А вот дальнейшая разработка темы о недописанных, переписанных, а также п о д х в а ч е н н ы х оперных замыслах (данная статья, на мой взгляд, просто просит «сделать ей прическу» по жанровому признаку) видится вполне увлекательной – либретто «Лорелеи», к примеру, не пропало, оно пригодилось Максу Бруху…