Skip to content
 

Н.Герасимова-Персидская
От элементарной частицы до «большой формы»: к вопросу становления композиции партесного концерта (мажорная сфера)

Скачать доклад (в формате .pdf)

Герасимова-Персидская Нина Александровна

Доктор искусствоведения

Профессор, заведующая кафедрой старинной музыки Национальной музыкальной академии Украины имени П.И.Чайковского

Научные интересы: украинская и русская музыка Барокко в теоретическом, историческом и текстологическом аспектах. Парадигматика современного музыкального искусства.

E-mail: dekabry@voliacable.com

Один комментарий

  1. Наталия Заболотная:

    В результате изучения большой композиции партесного письма, которое проведено Н.А.Герасимовой-Персидской с ювелирной точностью и изяществом, по-новому «заиграли» грани дарования уникального мастера партесного письма Николая Дилецкого. Надо учесть, насколько специфичен (в силу особенностей «прототематической» мелодики и дискретного устройства музыкальной ткани) анализ сочинений партесного стиля – тем более, масштабных циклов. Здесь автор доклада, чутко выделив исходные ячейки, способы их разработки, постепенно раскрывает логику основных структурных принципов сочинения. И читатель, прослеживая вслед за автором варианты таких преобразований, в конце концов, получает представление о строгих композиционных скрепах, на которые опирается грандиозная, прозрачно-уравновешенная конструкция огромного циклического произведения. Благодаря такому подходу по-новому можно ощутить размах дарования и высокий замысел автора «Воскресенского канона», воплотившего идею Воскресения средствами музыки – то есть оценить это произведение как образец новой музыкальной драматургии, сочетающей верность каноническому богослужебному источнику и неповторимость авторского решения.
    Особо стоит акцентировать методологически важный аспект, который намечен не только здесь, но и развивается Н.А.Герасимовой-Персидской в иных публикациях. Это систематизация разных способов интонационной работы, которые характеризуют суть «мажорной» и «минорной» сфер партесного концерта. Здесь важно само направление исследовательского поиска: точный отбор исходных элементов и путей их обработки, характеризующих «мажорные» и «минорные» концерты, обеспечивает прочную музыкально-аналитическую базу для раскрытия различий их смысловой направленности и историко-культурных перспектив. Музыковедческий инструментарий подобного анализа полезно разрабатывать специально, особенно если иметь в виду историко-стилевую специфику переходных эпох – их плодотворность для дальнейшего развития музыкального формообразования.