Skip to content
 

Н.Енукидзе
Русские вампуки до и после «Вампуки»: некоторые наблюдения над историей оперной пародии

Скачать доклад (в формате .pdf)

Енукидзе Натэла Исидоровна

Кандидат искусствоведения

Доцент кафедры истории музыки РАМ им.Гнесиных

Научные интересы: западноевропейский и отечественный музыкальный театр, история оперной пародии, неакадемические направления музыкальной культуры

Один комментарий

  1. Марина Дёмина:

    Спасибо автору за увлекательную, развлекательную, познавательную, поучительную и просто замечательную работу. Ее продолжение , углубленное изучение исторического опыта оперных пародий представляется сегодня актуальным и перспективным уже как минимум в связи с давно и не без оснований объявленным «закатом» оперы.

    Даже краткий обзор действенной силы «инфлюэнций» той же нарочито несовершенной «Вампуки» ведет к пониманию простого факта: оперная пародия – это лекарство и врач в одном флаконе, гомеопатическая прививка от потери дистанции и самоуничтожения от впадения в крайности. Не появись она в свое время на исторической сцене, «пациент» очень скоро протянул бы ноги, захлебнувшись пафосом и сорвавшись с очередного высокого «до».

    Музыкальному театру нашего времени тоже давно пора прописать пародию – новую, талантливую и безжалостно-ироничную, как перья многих современных критиков. Оперная критика жива, но она разговаривает, хоть и громко, но сама с собой. Отрезвить современных режиссеров-самозванцев, которые в известной опере какого-то другого «смысла ищут», а, не найдя, выдумывают сами и громоздят «четвертую стену» в зубах увязших актуализаций, смогло б кривое зеркало пародий…

    Н.Балиев в «Летучей мыши» успевал давать пародии на мхатовские премьеры в дни самих премьер (точнее, в ночи) или, в особо «тяжелых» случаях, спустя всего несколько дней. Представим же себе картинку (мечтать, так с музыкой!): после очередной, скажем, геликоновской премьеры, зритель плавно переходит в РАМ им. Гнесиных и получает там свежую сценически решенную «рецензию»…

    P.S. Желаю автору статьи успехов и сил для продолжения работы, а также делюсь случайным знанием: «Сад пыток, или Украденный теленок» В.Гартевельда шел в Мамоновском театре в Москве (см. Тихвинская Л. Кабаре и театры миниатюр в России 1908-1917. Молодая гвардия, 2005, с.398)