Skip to content
Все записи с меткой 'Бетховен'

Е.Вязкова
К вопросу о типологии творческого процесса (наблюдения над высказываниями творцов)

Типология творческих процессов весьма занимает исследователей. И как существуют сомневающиеся в возможности ее построения , так (еще больше) и попыток ее создания на самых различных основаниях . Не останавливаясь на них подробно , мы обратимся к тем критериям, которые считаем наиболее достоверными: это самые «материальные» свидетельства творческого процесса (эскизы, черновые рукописи) и самонаблюдения творцов – их высказывания о процессах своего творчества.

Г.Моисеев
Струнный квартет. Из истории жанра (XIX век)

Струнный квартет ― центральный жанр камерной музыки. Он приобрел высокий иерархический статус среди инструментальных жанров в венской классической школе с последней трети XVIII века и широко культивировался как в композиторской, так и в исполнительской практике. Особая роль струнного квартета как жанра, установившего впоследствии представления о классическом в музыке и искусстве венских классиков как образце для подражания, начинается с «написанных на новый, особенный лад» “Русских квартетов” ор. 33 Гайдна (1781) и последовавших за ними шести “гайдновских” квартетов Моцарта (1782-1785). Жизненным нервом новой камерной музыки становится пронизанное полифоничностью мотивно-тематическое развитие, в котором все четыре голоса равноправны.

М.Аркадьев
Эскиз философии дирижерского ремесла

Давно стали тривиальностью утверждения типа «дирижирование – темное дело». Не менее тривиальными становятся и утверждения обратные. Я не буду заниматься ни теми, ни другими. Достаточно сказать, что и как Искусство, и как Ремесло дирижирование имеет свои тайны, о которых можно рассказать и которым можно научить. Но есть тайны, которые не подлежат раскрытию. И не потому, что их кто-то не хочет раскрывать, а потому, что такова их природа. «То о чем можно сказать, можно сказать ясно, о чем невозможно говорить, о том следует молчать».

Л.Кириллина
Отечественная бетховенистика XX века: проблемы и достижения

На протяжении всего советского периода Бетховен являлся в нашей стране едва ли не самой значимой фигурой в истории музыки. Соперничать с ним отчасти мог только М.И.Глинка, однако в творческом облике последнего явно недоставало «революционности». Глинка не славил «свободу» и не писал «изумительную, нечеловеческую музыку» (известное выражение В.И.Ленина, по преданию относимое к бетховенской сонате «Аппассионата»).