Skip to content
Все записи с меткой 'музыкальная форма'

М.Кузнецова
Постлюдии В.Сильвестрова: поэтика и семантика жанра

Постлюдия как самостоятельный жанр со специфической концептуально-структурной организацией впервые появляется в творчестве В.Сильвестрова в трех сочинениях 80-х годов: Постлюдии DSCH для сопрано, скрипки, виолончели и фортепиано (1981), Постлюдии для скрипки соло (1981), Постлюдии для виолончели и фортепиано (1982). Помимо камерных сочинений, почти параллельно были созданы две крупные постлюдии – Пятая симфония (1980-1982) и Постлюдия для фортепиано и камерного оркестра (1984). Несмотря на различие художественных идей и исполнительских составов, все постлюдии объединены общим образом одухотворенного созерцания-размышления. Каждое сочинение становится послезвучием определенной эпохи, традиции, стиля.

М.Шинкарева
«Бесформенное» в музыке – казус или норма?

Категория формы является одной из основополагающих в искусствоведении. Всякий раз, когда речь идет о принципиально новых явлениях в сфере искусства, возникает вопрос о форме. Неослабевающий интерес к этой стороне художественных произведений поддерживается стремлением найти ответы на вопросы: как соотносится в художественной структуре частное и общее, специфическое и универсальное, почему в одной стилевой системе формы тяготеют к нормативности, а в другой – к преобразованиям?

Е.Сидорова
«Совершенная форма» цикла в духовных кантатах И.С.Баха

Поиск признаков «совершенства» формы в музыке, вероятно, вызовет вопросы и недоумение специалистов:
подразумевается ли под этим понятием некий «идеал красоты» формы, постижение особого качества музыкального произведения; применимо ли оно к содержательной стороне музыкального произведения или только его форме; можно ли отнести такое определение к кантатам Баха; если понятие «совершенной формы» цикла применяется по отношению к отдельным кантатам Баха, то значит ли это, что другие кантаты того же автора (или подобные жанры других авторов) не могут претендовать на столь «почетное» определение.