Skip to content
Все записи с меткой 'Н.А.Римский-Корсаков'

С.Черевань
Образные и текстовые истоки «Сказания о Невидимом граде Китеже» Н.А.Римского-Корсакова (к вопросу интерпретации Февронии и Кутерьмы)

Проникновение в процесс работы над либретто оперного сочинения представляется не только удивительно захватывающим, но и крайне необходимым – для осознания «вектора» идей композитора, приоритетных направлений в становлении образа, кристаллизации замысла в целом, получившего далее итоговое воплощение в музыкальной концепции и драматургии. Обращение к «Китежу» Н.А.Римского-Корсакова сегодня, думается, вновь актуально и необходимо. С одной стороны – это одно из самых сложных, многозначных произведений не только в творчестве Н. А. Римского-Корсакова, но и в русской музыке рубежа XIX – XX веков. Произведение, до сих пор вызывающее противоречивые, взаимоисключающие мнения, но кроме всего – пророческое, в котором предначертаны горизонты будущего России.

Е.Ключникова
Формирование национальной идентичности в русской музыкальной культуре 1880-1890-х годов (на примере творчества Н.А. Римского-Корсакова)

В 1881 году дирижер Мариинского театра Э.Ф. Направник, просмотрев «Снегурочку» Римского-Корсакова, вынес свой приговор только что сочиненному произведению: «Наивность, безжизненность и несценичность либретто <…> положили невольно печать и на музыку; сплошные коротенькие двух- и даже однотактовые темы (широкие и певучие почти отсутствуют) и их неуместная в вокальной, а особенно оперной музыке разработка, состоящая в основном из искусственных гармонический изменений на педали и басу (пагубно действующие в драматической музыке), придают произведению монотонность и производят на публику не совсем удовлетворительное впечатление».

Г.Консон
Стиль Н.Римского-Корсакова сквозь призму целостного анализа В.Цуккермана

Исследование В. Цуккермана, посвященное стилю Н. Римского-Корсакова, является фундаментальным трудом как в творческом наследии самого ученого, так и в истории музыкальной науки. Одной из причин своего обращения к исследованию стиля Римского-Корсакова В. Цуккерман считал усиление интереса к использованным композитором средствам выразительности и художественным приемам. Интерес этот «возрастал по мере того, как становилось очевидным, что эти средства и приемы складываются в определенную стилистическую систему»