Skip to content
Все записи с меткой 'обиход'

Е.Артемова
Духовно-музыкальное творчество С.В.Панченко: истоки и особенности стилистики

Семен Викторович Панченко принадлежит к числу композиторов, оставивших в свое время яркий след в русской музыке, но впоследствии незаслуженно забытых. Многогранный талант Панченко, как оригинального композитора духовной и светской музыки, хорового и симфонического дирижера и педагога раскрылся, главным образом, на рубеже ХIХ-ХХ столетий.

М.Макаровская
Циклы мелодических строк в песнопениях Литургии знаменного распева

В данной статье речь пойдет об одной из сторон организации литургии знаменного распева — о циклах ее неизменяемых песнопений. При всем различии видов совершения литургии (воскресная, праздничная, заупокойная, с архиерейским служением) возможно выделение некой неизменной структурной основы ее певческого плана, которая сохранила единство на всех этапах своего исторического развития. Ключевым для ее описания является понятие цикличности, которая проявляется в строении как всего богослужения, так и его разделов.

Е.Давыдова
Обиходное пение в Тамбовской епархии на рубеже XIX-XX вв.

Свящ. Гр. Лисовский («Полтавские епархиальные ведомости») писал: «Ни для кого не составляет тайны то печальное явление нашего времени, что знатоков простого церковного пения остается у нас все меньше и меньше. Старые дьячки хотя и чужды были книжной мудрости, но взамен того обладали безукоризненным знанием церковного устава и простых церковных напевов. Теперь ряды этих певцов-самоучек постепенно редеют, места их заступают новые, молодые представители дьяческого звания, в которых в большинстве случаев не заметно ни готовых знаний по своей профессии, ни стремления к приобретению их»

Н.Потемкина
Современная московская традиция пения и напев Киево-Печерской Лавры

Напев Киево-Печерской Лавры на протяжении почти двух столетий оказывается востребованным в московской традиции пения. Это можно сказать о напевах, употребляемых за богослужением в московских храмах, публикуемых в столичных изданиях. К примеру, трудно найти храм в Москве или Подмосковье, где не пели бы песнопение «Земле русская» – стихиры из службы всем русским святым, распетые на подобен Киево-Печерской Лавры «Доме Евфрафов» 2 гласа. Стиль пения Киево-Печерской Лавры в течение длительного времени оказывал влияние на московское пение, что проявилось в характере многоголосия, гармонии, распевности напевов.