Skip to content
Все записи с меткой 'опера'

Е.Мироненко
Опера «Атех или Откровения хазарской принцессы» Геннадия Чобану как феномен нового музыкального театра в Молдове

Новый музыкальный театр – явление сложное, но неотвратимое: несмотря на многочисленные препятствия, он постепенно покоряет пространство постсоветских республик. За рубежом контекст и культурные ожидания новых процессов начали формироваться почти на три десятилетия раньше, чем в бывшем СССР, тогда, когда так называемый театр пения с приматом вокала приступил к трансформации в Новый музыкальный театр. Развитие оперы по новому пути теоретически спрогнозировал ещё Берд А.Циммерман в своей статье «Будущее оперы». В ней провозглашается пафосный лозунг: «Опера сегодняшнего дня – опера как тотальный театр. Иными словами: архитектура, скульптура, живопись, музыкальный театр, драматический театр, балет, кино, электроусилители, телевидение, конкретная музыка, цирк, мюзикл и все виды сценического движения соединяются друг с другом в феномене плюралистической оперы»

Л.Гуцану
Эстетические тренды и изменения в оперной музыке Бессарабии

Опера Бессарабии обнаруживает значительное разнообразие идей, стилей и техник. Музыкальный материал дает множество поводов для построения эстетических концепций.
Сочинения (лирических жанров) композиторов Бессарабии убедительно иллюстрируют взаимозависимость существующих трендов, что формирует гетерогенное поле музыкально-эстетических реалий. Внимание композиторов неизменно привлекают фольклорные источники. Музыкальный дискурс находится под влиянием фольклорной мелодики, что проявляется в вариационном характере развития, приверженности рондальным формам (В.Гершфельд, З.Ткач), а также импровизационности (Г.Мусти).

С.Черевань
Образные и текстовые истоки «Сказания о Невидимом граде Китеже» Н.А.Римского-Корсакова (к вопросу интерпретации Февронии и Кутерьмы)

Проникновение в процесс работы над либретто оперного сочинения представляется не только удивительно захватывающим, но и крайне необходимым – для осознания «вектора» идей композитора, приоритетных направлений в становлении образа, кристаллизации замысла в целом, получившего далее итоговое воплощение в музыкальной концепции и драматургии. Обращение к «Китежу» Н.А.Римского-Корсакова сегодня, думается, вновь актуально и необходимо. С одной стороны – это одно из самых сложных, многозначных произведений не только в творчестве Н. А. Римского-Корсакова, но и в русской музыке рубежа XIX – XX веков. Произведение, до сих пор вызывающее противоречивые, взаимоисключающие мнения, но кроме всего – пророческое, в котором предначертаны горизонты будущего России.

Е.Новоселова
«Крестоносец в Египте» – «Гугеноты» Дж.Мейербера: франко-итальянские контексты

Предложение написать оперу на сюжет «Хроники царствования Карла IX» П.Мериме Джакомо Мейербер получил в письме от Э.Скриба, будучи в Англии . И хотя параллельно Мейербер со Скрибом работали над либретто «Разбойников» и комической оперой «Portefaix», директор театра L`Opera Л.Верон настоял на создании новой пятиактной оперы. В письме жене Минне от 18 сентября 1832 г. Мейербер пишет: «Ничего не получится с «Portefaix», т.к. Верон не хочет расширять ее до пяти актов , но Скриб может найти способ расширить произведение и без заимствований из «Portefaix». Послезавтра он должен принести мне план новой пятиактной оперы» . Результатом контракта между Вероном, Скрибом и Мейербером стало либретто пятиактной оперы «Леонора» .

Е.Ключникова
Формирование национальной идентичности в русской музыкальной культуре 1880-1890-х годов (на примере творчества Н.А. Римского-Корсакова)

В 1881 году дирижер Мариинского театра Э.Ф. Направник, просмотрев «Снегурочку» Римского-Корсакова, вынес свой приговор только что сочиненному произведению: «Наивность, безжизненность и несценичность либретто <…> положили невольно печать и на музыку; сплошные коротенькие двух- и даже однотактовые темы (широкие и певучие почти отсутствуют) и их неуместная в вокальной, а особенно оперной музыке разработка, состоящая в основном из искусственных гармонический изменений на педали и басу (пагубно действующие в драматической музыке), придают произведению монотонность и производят на публику не совсем удовлетворительное впечатление».

А.Лунина
Карнавальный антимир в опере «Вражья сила» А.Н.Серова

… Серов отказался от утвердившихся на русской сцене пышных, внешне эффектных форм западноевропейского театра. Еще одна важная новация в опере, единодушно отмечаемая музыковедами, – первое в истории русского оперного жанра воспроизведение колоритных жанрово-обрядовых сцен, в частности, пышного обряда Масленицы.

Н.Енукидзе
Русские вампуки до и после «Вампуки»: некоторые наблюдения над историей оперной пародии

В самом начале ХХ века, рассуждая о проблемах современного театра, знаменитый русский режиссер Николай Евреинов посвятил несколько строк необыкновенно популярной в то время оперной пародии. Ею была «Вампука, невеста африканская», чье название вскоре после появления пьесы на сцене театра-кабаре «Кривое зеркало» стало синонимом оперной рутины и косности. В истории русского музыкального театра «Вампука» сыграла значительную роль. Вместе с тем, не только публика, но и многие деятели литературы и искусства расценивали ее просто как остроумную шутку.

Е.Дьячкова
Образ русской усадьбы в опере П.И.Чайковского «Евгений Онегин»

Если, подражая барышням пушкинской поры, задать поклонникам оперы П. И. Чайковского вопрос «Модный свет или эклога?», то они, скорее всего, окажутся в затруднительном положении. Пасторальный колорит в опере П. И. Чайковского привычен и любим публикою , хотя и второстепенен. Музыковеды и критики, конкретизируя его компоненты, обычно отмечают пасторальный характер умиротворенной зарисовки усадебного быта семейства Лариных, песни крестьян в первой картине, звуки пастушьего рожка в предрассветный час после сцены письма Татьяны и, наконец, пение проворных девушек, собирающих ягоды на грядках поместного сада в третьей картине оперы.

Т.Руднева
Вокальное искусство Казахстана: страницы истории

Надежда Николаевна Самышина (1903 – 1994) — выдающаяся певица, корифей оперной сцены, прославленный вокальный педагог, одна из основоположников профессионального вокального искусства Казахстана, внесла крупный вклад в формирование и развитие вокального искусства республики, обогатив его педагогические и исполнительские направления собственными теоретическими и методическими принципами, установками итальянской и русской вокальных школ воспитания певцов.
Мы постарались осветить концертно-исполнительскую и педагогическую деятельность Н.Н.Самышиной, изложить ее принципы и методы работы над вокальными сочинениями различных жанров, развитием и совершенствованием певческих навыков и умений студентов.

Е.Наумова
Сакральный аспект оперной драматургии «Парсифаля» Р.Вагнера

Несмотря на более чем вековое изучение последней мистической драмы Вагнера, тайна символа Грааля, воплощенная в «Парсифале», по-прежнему волнует живую исследовательскую мысль. С каждым новым проникновением в сокровенную область мифа подтверждается острая необходимость найти такие методы анализа текста, которые бы позволили шагнуть за изложенное в тексте и приблизиться собственно к мифу о Христе.