Skip to content
Все записи с меткой 'П.И.Чайковский'

Г.Моисеев
Струнный квартет. Из истории жанра (XIX век)

Струнный квартет ― центральный жанр камерной музыки. Он приобрел высокий иерархический статус среди инструментальных жанров в венской классической школе с последней трети XVIII века и широко культивировался как в композиторской, так и в исполнительской практике. Особая роль струнного квартета как жанра, установившего впоследствии представления о классическом в музыке и искусстве венских классиков как образце для подражания, начинается с «написанных на новый, особенный лад» “Русских квартетов” ор. 33 Гайдна (1781) и последовавших за ними шести “гайдновских” квартетов Моцарта (1782-1785). Жизненным нервом новой камерной музыки становится пронизанное полифоничностью мотивно-тематическое развитие, в котором все четыре голоса равноправны.

Ю.Чекан
От биографии к философии (Шестая симфония П.И.Чайковского в интерпретациях Василия Сафонова и Артура Никиша)

Последнее произведение Чайковского прошло определенный путь к адекватному раскрытию слушателями его философской глубины и общечеловечекой значимости. В первые годы жизни симфонии решающее влияние на понимание произведения имели внемузыкальные факторы. Содержание Шестой непосредственно связывалось с трагической смертью автора; многие современники воспринимали весь цикл только как своеобразную «летопись музыкальной жизни»:

Е.Дьячкова
Образ русской усадьбы в опере П.И.Чайковского «Евгений Онегин»

Если, подражая барышням пушкинской поры, задать поклонникам оперы П. И. Чайковского вопрос «Модный свет или эклога?», то они, скорее всего, окажутся в затруднительном положении. Пасторальный колорит в опере П. И. Чайковского привычен и любим публикою , хотя и второстепенен. Музыковеды и критики, конкретизируя его компоненты, обычно отмечают пасторальный характер умиротворенной зарисовки усадебного быта семейства Лариных, песни крестьян в первой картине, звуки пастушьего рожка в предрассветный час после сцены письма Татьяны и, наконец, пение проворных девушек, собирающих ягоды на грядках поместного сада в третьей картине оперы.