Skip to content
Все записи с меткой 'сонатная форма'

Г.Моисеев
Струнный квартет. Из истории жанра (XIX век)

Струнный квартет ― центральный жанр камерной музыки. Он приобрел высокий иерархический статус среди инструментальных жанров в венской классической школе с последней трети XVIII века и широко культивировался как в композиторской, так и в исполнительской практике. Особая роль струнного квартета как жанра, установившего впоследствии представления о классическом в музыке и искусстве венских классиков как образце для подражания, начинается с «написанных на новый, особенный лад» “Русских квартетов” ор. 33 Гайдна (1781) и последовавших за ними шести “гайдновских” квартетов Моцарта (1782-1785). Жизненным нервом новой камерной музыки становится пронизанное полифоничностью мотивно-тематическое развитие, в котором все четыре голоса равноправны.

Ю.Бочаров
Классическая сонатная форма: факты и домыслы

Как известно, современное теоретическое музыкознание рекомендует использовать универсальную методику определения форм музыкальных произведений, относящихся к единой так называемой классико-романтической эпохе. Однако нередко случается так, что подобная методика приводит к результатам, прямо скажем, не слишком удовлетворительным. Так, например, зачастую к одному и тому же типу формы приходится причислять сочинения, логика построения которых далеко не совпадает. В особенности это относится к так называемой сонатной форме, которая весьма справедливо считается наиболее сложной из всех одночастных (т.е. не циклических) композиционных структур.